Художник и его муза

Что заставляет брать в руки кисть и писать картины? Стремление быть богатым и знаменитым? По Фрейду всеми человеческими поступками руководит секс и желание быть значительным. Во времена Франсиско Гойи это возможно было и так.

Сын простого крестьянина стал первым придворным живописцем. Он имел всё, что может пожелать простой смертный. У него были огромные по тем временам доходы. Его любовницей была первая статс-дама королевства — герцогиня, грандесса. Будучи приближённым к Его католическому величеству и премьер-министру, он мог и оказывал влияние на судьбы Испании и даже всего мира. Тем не менее, жизнь этого великого художника сложилась во многом драматично и даже трагично. Жизнь любого человека состоит из непрерывной цепи взлёта и падений. Что уж говорить о жизни творческого человека.

Американская мечта

В настоящее время стать профессиональным художником одновременно и проще и сложнее. Проще потому, что в век информационных технологий любой человек может донести миру своё творение. Сложнее потому, что у живописи появились конкуренты в виде фотографии и других видов изобразительного искусства, основанных на новейших технологиях, да и самих художников стало значительно больше.
Далеко не каждому из них удаётся сделать своё творчество основным источником дохода. Да вообще, можно ли говорить о каком-то постоянном источнике дохода, когда даже великий Рембрант умер в нищете и забвении.

Офелия

Выбирая жизненный путь, здравомыслящий человек оценивает свои способности, и, выбирает профессию, которая позволит, на его взгляд, максимально обеспечить себя и свою семью в будущем. Так поступил и Ваш покорный слуга. Выбор был не в пользу искусства
Однако, владея азами масляной живописи, полученными от отца, постоянно хотелось творить, удивлять родных и близких своими произведениями. С целью совершенствования мастерства был самостоятельно освоен «Полный курс рисунка и живописи». Постепенно круг почитателей таланта ширился. Стали поступать заказы. Затем наступила эпоха Интернета…

Гости съехались

Рассматривая творчество какого–либо художника, часто оценивают его технику, мастерство, стиль, яркость красок. Но часто ли говорят о вдохновении, о том, что побудило к написанию того или иного произведения. Сальвадор Дали в своей таблице оценки творчества наряду с другими качествами художника рассматривал и такую графу.

Дорога к замку

Но что же такое вдохновение? Можно ли его физически ощутить и количественно измерить? Не будем распространяться на этот счёт. Об этом немало написано и сказано. Каждому, кто хоть как-то сталкивался с творчеством, знакомо это возвышенное чувство, сравнимое с чувством любви. Так же известно, что оно, как и любовь, капризно и непостоянно.
Художник И. Сахаров на вопрос: «Стоит ли начинающему художнику ждать прихода вдохновения?», ответил: «Не дождётесь! Самый тяжёлый для художника предмет – это кисть. Порой трудней всего бывает взять её в руки и начать работать.»

Токката и фуга

Во все времена творчеству сопутствовала муза. Она, как источник вдохновения, иногда имеет реальный, осязаемый образ. Иногда – это нечто идеализированное, недосягаемое, но неизменно притягивающее. Не важно, что изображено на картине: пейзаж, портрет, либо абстрактная композиция, её присутствие ощущается почти физически. Недаром говорят о некоем «заряде» картины, который передаётся зрителю.

Органза

Таким образом, говоря о технике и стиле художника, не следует забывать о том состоянии, в котором творил автор. Порой, чтобы достичь состояния творческого подъёма, приходится использовать различные стимулы. Некоторые из них являются разрушительными (алкоголь, наркотики). Но есть и вполне созидательные (сентиментальность, любовь, музыка и другие). У каждого художника они свои.
С. Дали, например, считал музыку низшим искусством, а его музой была единственная любовь к женщине, которую он часто изображал. Для меня музыка, наряду с романтическим чувством, является одним из важнейших стимулов. Поэтому свой стиль определяю как романтический реализм, а названия некоторых работ заимствованы из названий музыкальных композиций.

Ну а насколько они пронизаны вдохновением, присутствовала ли муза при их написании судить Вам, дорогой зритель.

С наилучшими пожеланиями, Алек Гросс

3 thoughts on “Художник и его муза

  1. Да, невозможно просчитать, измерить количественно вдохновение. А вот почувствовать физически, на мой взгляд,. Это как раз моменты «Эврика!», «в потоке», моменты, когда мысли несутся впереди руки, когда не ты управляешь героями (я — о писательстве, о том, что мне ближе), а они ведут тебя за собой, иногда громя и кромсая всю старательно выстроенную сюжетную линию. Физические проявления? Верно вы заметили — похоже на любовь. И ученые уже определили, просчитали это чувство. В т.ч. показали физические проявления. Например, пульс сбивается с нормального ритма.
    Но сколько бы ни высчитывали это особое состояние и не считывали его физические проявления, оно остается непознанным, но желанным.
    Вас оно посещает, это видно по работам, Алекс. Я не сильна в живописи, но определить «нравится — не нравится», выбрать близкое мне — способна. Восхищена Вашими работами. Еще как они пронизаны зарядом энергии, какой может подарить только вдохновение! И стиль «романтический реализм» мне близок, и то, как Вы распоряжаетесь данными им возможностями. Спасибо. И — успехов, новых картин.

  2. Вдохновение…как это много, как это важно и сложно. Согласна, что иногда очень тяжело заставить себя творить (а ведь надо, это залог успеха и оттачивание мастерства, в конце концов). Нет, я не то, чтобы художник, но и для меня вдохновение очень важно. Вообще, считаю, что оно должно присутствовать во всех делах =) даже уборка в доме с вдохновением продвигается быстрее, качественнее и веселее =))

  3. Любому творцу нужна муза! Конечно же очень много и даже про историю того или иного времени может рассказать произведение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *