Архитектор Валерий Питаев, по сути, никогда не ограничивался одной лишь архитектурной практикой, несмотря на свою профессиональную успешность в ней. Окончив двухгодичное отделение по художественной керамике в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, он работал как скульптор в художественных отделах на двух поочерёдно российских фарфоровых заводах. Но вскоре принял обдуманное решение поступать в ЛИСИ и получить профессию архитектора. В это время в ЛИСИ на кафедре рисунка и живописи преподавали такие известные ленинградские педагоги как художники В. В. Ушаков и М. С. Чарнецкая. Василий Ушаков был другом художника В. В. Стерлигова, учившегося в ГИНХУКе, и в некотором роде считал его своим учителем. Художественные интересы Милицы Чарнецкой были связаны с работами её учителя Николая Тырсы и художников «ленинградской школы», испытавших на себе влияние Альбера Марке.
Излюбленным жанром этих художников являлся пейзаж. Важной частью своего обучения живописи, её живого начала, Валерий Питаев считает летние практики, проведённые , как это было тогда принято в художественных вузах, на природе, подле старинных русских городов. Практикой руководил В. В. Ушаков, именно под его внимательной опекой Валерий Питаев писал пейзажи с русскими храмами и с городскими крепостными стенами. Для многих архитекторов подобная работа на пленэре становится впоследствии большим увлечением и отдельным направлением в их творческой деятельности. Жанр, называемый архитектурной графикой, соприкасается с пейзажным жанром, и рисунок архитектора нередко уступает место технике акварели или живописной работе. Не всегда речь идёт только о городском пейзаже, неизбежно состоящим из зданий (архитектурных построек). Природа — вода, небо, ландшафт — всегда присутствует на этих работах. Тем более в Ленинграде, где тогда жили художники, вписать рисунок в пейзаж означало, прежде всего, написать воду, написать жизнь на воде рек, протекающих по городу, каналы и дома на их берегах.
Архитектурное проектирование — профессия и труд жизни Валерия Питаева на протяжении долгих лет. Он вёл также научную работу, подготовив к защите диссертацию, темой которой были высокие технологические возможности монолитного домостроения. В 2000 году он стал руководителем персональной архитектурной мастерской, в которой предпринимал попытки реализовать некоторые образные архитектурные решения. Но, как с сожалением отмечает Валерий Питаев, ни одно из них не оказалось воплощённым в том виде, в каком его задумал архитектор. Свою архитектурную мастерскую Валерий Питаев принял решение закрыть в 2015 году: к этому времени он осознавал себя, как человек двух профессий. Таким образом архитектор Питаев уступил место в своей жизни живописцу Питаеву.
Живопись Валерия Питаева имеет под собой опору, как здание, стоящее на прочном фундаменте. В 1960-е годы, когда он ещё был студентом, в Ленинграде работал ряд талантливых живописцев, и одиннадцать человек из них, ощутив свою общность, соединились позднее в группу. Они определили свои творческие установки, каждый в отдельности, не имея общего лозунга. идеи или программы, но когда они собирали в начале 1970-х годов свои работы на экспозиции коллективных выставок, никто из критиков не сомневался в их согласии и единстве. Именно к этим художникам «группы одиннадцати» и восходит живопись Валерия Питаева. Из них он особо выделяет для себя точный глаз и взвешенные композиционные решения художника Германа Егошина. Стиль этих мастеров оказал стимулирующее воздействие на Валерия Питаева. Тот художественный процесс, в который вписано его творчество, определяют преодоление эмпиризма живописного восприятия, установка на активность пластического выражения, уплощение объёмов и живописное пространство, приведённое к плоскости.
Основной темой живописных циклов 2014-2016 годов — нового времени для художника, времени, в котором он живёт, лишь как живописец — стали, всё же, близкие ему архитектурные мотивы, «ведуты». Он пишет виды европейских городов, в которых, как в родном для художника Санкт-Петербурге, главной природной стихией является вода. Наиболее притягивают его глаз города, стоящие на каналах, как Венеция и Брюгге.
Другая часть пейзажей написана в залитых солнцем приморских городах Болгарии, куда художник переехал жить в эти годы. В этих работах активная обращённость художника к зрителю подчёркнута лапидарностью цвета (серии Несебр, Созопол, Бургас, Панчево) Написанные художником пейзажи — это своего рода место испытания его личностных, творческих, креативных потенций. В работе над этими пейзажами художник вырабатывает свою модель отношения к миру. В некоторых пейзажах просчитывается откровенный цветовой эквивалент мотива («Осень в Тынково», 2016)
Самое большое внимание живописец уделяет ритму, общей ритмике композиции. Пространство картины всегда решено пластически, на одном общем «пластическом дыхании», пластическим ритмом связаны воедино и дома, и деревья ( «Чёрные окна на голубом», 2016). Дома, обладающие потенциальной пластичностью, на наших глазах творятся из краски. Таким же единством, ритмом связаны и музыкальные сцены, написанные художником (» Моя бабушка курит трубку», 2016 ).
Валерию Питаеву свойственна вдумчивость, он неизменно проявляет повышенный интерес к языку своего искусства. Отсюда идёт замечательная энергия его живописи, выявление на холстах «живописной работы» или труда живописца. Его отличительные черты — форсированная экспрессия авторского почерка, а также цветовая напряжённость.
Искусствовед Спицына Е.С.
Яркие, насыщенные картины, мне нравятся. А история у художника, конечно, у каждого своя, все добившиеся чего-то люди постоянно развиваются, так что и жизнь их всегда полна вех и свершений.