Особенности национальной чеканки Виктора Морозова

Однажды, в далеком детстве, Виктора Морозова коснулся знак судьбы: вскапывая землю в огороде, он обнаружил изумительной красоты литой медный складень, украшенный перегородчатой эмалью. Красота и гармония находки настолько поразили мальчика, что, по сути, определили его призвание к художественному творчеству. С годами усилилась тяга к произведениям из металла: скани, финифти, иконным окладам. Любимыми книгами, наряду с историческими и монографиями о художниках, стали альбомы по русскому и европейскому серебру, византийскому прикладному искусству, исследования о старинном парадном оружии.

Металл не обладает ни податливостью, ни мягкостью. Это жесткий и сложный материал, не терпящий легковесного подхода. Работа с ним требует большого терпения, мастерство накапливается годами.

В процессе создания своей техники чеканки художник прошел множество этапов. Вначале было освоение самого сложного в изготовлении барельефов – полуобъемных изображений. Позднее – постижение специфических «сюрпризов» металла – особенностей «нагартовок», когда разные марки металла каждый раз по- своему ведут себя при пробивании пересекающихся линий и изломов, разной бывает и пружинная податливость материала.
Особенности художественного метода Виктора Морозова – сочетание предельной «выжимки» всех ювелирно-пластических способностей металла с широтой и глубиной монументального звучания образов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. МОРОЗОВЫМ В САМОМ СЛОЖНОМ ВИДЕ ЧЕКАНКИ – В ТЕХНИКЕ ТОРЕВТИКИ.

1. Выполнение эскизов в натуральную величину. Причем сразу тщательно прорисовывается композиция с фактурой и орнаментацией.

2. С эскиза снимается дубликат на папиросную бумагу, который наклеивается на металл резиновым клеем.

3. По наклеенному дубликату эскиза тончайшим чеканом — канфарником точками пробивается контур композиции.

4. Далее на стальной полированной плите лист металла многократно проковывается с обеих сторон чеканами-пуансонами, выявляя филигранную фактуру и орнаментацию барельефа.

5. Следующий этап выколотки проводится на смягченной основе битумной смолы, где происходит уже выявление перспективно-скульптурных планов, а орнаментальная поверхность, наоборот,
выглаживается и становится похожей на пластину, обработанную тончайшими резцами.

6. После механической обработки металл подвергается отжигу, травлению азотной кислотой, чернению, отмывке, патированию, шлифовке абразивами, окончательному шлифованию и полировке.

7. Завершают весь процесс – изготовление подрамника-основы, на который набиваются обработанные листы металла, и окончательная сборка всех деталей композиции. Объемные барельефы и орнаментальные пластины прибиваются к подрамнику воронеными гвоздиками.

 

Возвращаясь к стилю Виктора Морозова, следует отметить важную особенность. Его работы предназначены, как правило, для просторных поверхностей и помещений, отличаются довольно большими размерами. При этом крупная форма произведений пронизана ювелирной отделкой деталей и орнаментов: это, казалось бы, мало сопоставимое в художественной практике проявление у Морозова получило органичное воплощение.

Художник прекрасно изучил историю русского и зарубежного искусства, живопись старых мастеров, быт, историю и этнографические особенности многих народов. Его увлекает история костюма и оружия. Но самая сильная страсть, определившая главную неповторимость творчества мастера – орнамент. Орнаментальное богатство всех стилей и эпох в истории искусства – главный эмоциональный стержень его творчества. Античные пальметты и готическая вязь, русская «плетенка» и скифский «звериный» стиль, мощные орнаментальные вихри барокко и изнеженно-текучие линии стиля модерн – в равной степени подвластны художнику.

Непреходящий интерес мастера к истории, мифологии, философии и религии воплотился в величественных панно, образующих целые циклы, посвященные событиям древних времен нашей Родины и культурно-историческим явлениям иных народов.

Мастеру претит как салонное украшательство, так и навязчивый гротеск, популярный ныне среди художников, обслуживающих невзыскательные вкусы определенной публики. Творчество Виктора Морозова серьезно и глубоко и по эмоциональному содержанию, и по мастерству исполнения.

Пульсирующий ритм металла, создающий разные состояния при изменении освещения, кажется светящим изнутри, Благородная гамма, возникающая при сочетании различных по цвету материалов: меди, латуни, алюминия и холодных эмалей на анодированном алюминии, создает у зрителей множество живописных ассоциаций. А причудливые узоры и тщательная чеканная отделка всех форм и объемов придают работам Виктора Морозова ощущение ожившей сказки.

Важная составляющая в работах – их декоративность. Предназначенные для больших помещений, они органично вписываются в современные интерьеры загородных домов и каминных залов, квартир, офисов и др. Чеканные панно — эффектное дополнение как в графически — аскетичном пространстве жилища, так и в ностальгическом стиле ретро.
Торевтика мастера, занимая свое место в интерьере, не «прорывает» стену вглубь, как пространственная живопись, не создает мимолетных эффектов авангардных полотен и не несет в себе эффекта любования «милой вещью». Ненавязчиво, но вместе с тем сильно и убедительно чеканные произведения Виктора Морозова становятся притягательным центром интерьера, привнося в него мощное и светлое энергетическое начало.

Ольга Морозова.
Искусствовед.
Нижний Новгород.
Журнал “ДЕКО” (Журнал Для Творческих Людей)
ЗАО «Издательский дом «Гамма». № 5/6 2004, стр.18-23.г.Москва

Галерея работ Виктора Морозова

7 thoughts on “Особенности национальной чеканки Виктора Морозова

  1. Какая же красота!!! Мастер с большой буквы!!! Работы впечатляют гармоничностью и неординарностью!!! По сути, вечные картины, произведения искусства на металле, а медь — уникальный материал!!! БРАВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  2. Очень красивая работа. Точность выполнения поражает и восхищает. Чеканка сложна в исполнении и требует большого мастерства. Браво автору!

  3. Виктор Морозов, Ваши РАБОТЫ смотрятся великолепно. Вы мастер своего дела. Ювелирная, тончайшая и точная РАБОТА. Мощное фундаментальное богатство красивых линий в стиле барокко.. Искусство чеканки музейного уровня. На самом деле, нет предела Совершенству. ЗДОРОВО. БЛАГОДАРЮ за удовольствие от просмотра. Браво.
    УДАЧИ и ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ на КОРАБЛЕ Вашей МЕЧТЫ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *